Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

white-borz

Моя Вероника Долина



Любой, кто хоть чуть-чуть знаком с авторской песней, знает имя Вероники Долиной. Я выросла на ее песнях, которые крутила мама на бобинном магнитофоне, наравне с Окуджавой и Высоцким. Чуть позже появилась пластинка "Мелодии" - современная, на 33 оборота )

Подборка ее стихов, которую я сделала, не представляет творчество Вероники Долиной. Вероника другая, не такая, как в этой подборке - 90% ее песен очень женские, я бы сказала - бабские, если бы не потрясающая утонченность, интеллигентность автора. "Эта книга пропахла твоим табаком", "То ли кошка, то ли птица", из более позднего "Невинград" - это визитные карточки Вероники. А здесь другие стихи, отобранные по моему вкусу, чтоб внутри резонировало - после чего я сократила эту подборку в несколько раз, оставив только шесть стихотворений.


* * *
Молчи, скрывайся и таи...
Ф.Тютчев


Чертополохом поросли - скажу тебе на ухо.
Чертополохом поросли - сам черт теперь не брат.
Не верь, не бойся, не проси - так вот же вся наука.
Не верь, не бойся, не проси - все будет в аккурат.

Родимый край не так уж плох - то облако, то тучка.
Сплошная ширь, куда ни глянь, простор - куда ни кинь.
Полынь, полынь, чертополох - российская колючка.
Полынь, полынь, чертополох... Чертополох, полынь!

Какая мразь ни мороси, какой дурак ни пялься -
Чертополохом поросли до самых царских врат.
Не верь, не бойся, не проси, не уступай ни пальца.
Не верь, не бойся, не проси - все будет в аккурат.

Вот-вот махну - прости, прости! - печально и потешно.
В конце тоннеля будет свет, а за спиной - порог.
Вот так и выжили почти. По Тютчеву почти что.
Не верь, не бойся, не проси. Полынь. Чертополох.


Этот текст я вырезала из постперестроечного "Огонька" где-то на рубеже восьмидесятых и девяностых и лет десять спустя сама написала на него музыку. Какой из меня композитор - понимаете сами. Никакой, в общем. Но когда совсем недавно я наконец-то услышала этот текст вместе с музыкой, в авторском исполнении Вероники - ужаснулась. Мне показалось, что моя мелодия была значительно лучше )

Вообще, раннюю Долину, с ее небольшой манерностью, естественной в устах молодой женщины, до сих пор можно слушать с удовольствием. Современные же ее песни воспринимаю только как стихи - с возрастом у нее сделалось произношение, которое лично я не воспринимаю ((

Collapse )
white-borz

Жаждущие быстрой славы

Этот текст предназначался в ответы одной френдессе, но показался мне важным и достойным вынесения в отдельный пост.

Как Вы наверняка понимаете, каждый творческий человек хочет известности. И стыдиться этого нечего, потому что это Аллах нас такими создал, а не мы себя сами. Вопрос - что мы делаем ради этого, на что готовы пойти.

Возьмем для примера меня. Мусульманок в мире, даже только в русскоязычном пространстве - миллионы. Женщин, пишущих стихи - наверное, примерно столько же ) Мусульманок, пишущих стихи, уже меньше, но это мне ничего не дает, потому что как поэт я же конкурирую не с поэтессами-мусульманками, а со всеми русскоязычными поэтами и поэтессами, от самых сильных, до которых мне далеко, до графоманов, среди которых в наше время утонул бы и Пушкин.

Я пишу стихи около 20 лет и написала их достаточно много. Блогу, куда их выкладываю - больше трех лет. Благодаря этому блогу (и, будем честны, не самой обычной судьбе) меня и мои стихи знает какое-то количество людей, и оно постепенно растет. И это совершенно нормально.

При всем этом я, лично я могла бы прославить себя и свои стихи на весь мир за полчаса. Collapse )
white-borz

Свое

Погуглила от нечего делать на свое имя и нашла на одном сайте огромную подборку своих стихов. Сайт, насколько я поняла, посвящен преимущественно "альтернативному творчеству" - стихам, рисункам и музыке. "Альтернативное творчество" применительно к стихам, если по-простому - это поток сознания без размера, рифмы и всем понятного смысла )

Я такие произведения не люблю, но мне было приятно, что авторам сайта понравилось мое творчество. Не поленился же кто-то - собрал на одной странице чуть ли не все, что я выкладывала в ЖЖ, кроме переводов и еще некоторых текстов. Я даже собралась повесить у себя в блоге постоянно действующую ссылку на этот сайт, потому что много стихов на одной странице - это удобно, удобнее, чем у меня в ЖЖ.
Но пока я собиралась, подборку с сайта удалили. Круто осознавать собственную неудобность - даже на таком сайте (видели бы вы, кто и что туда пишет!) мои стихи не задержались ))

Я бы вообще не писала об этой малозначительной истории, если бы не один простой вывод, к которому она подталкивает и который наглядно иллюстрирует: НАДО ИМЕТЬ СВОЕ. Собственно, я знаю это давно и четко следую этому правилу. В частности, ничего не пишу там, где есть модераторы.
Надо иметь свое. Свой блог и свое государство. В своем блоге никто не забанит, из своего государства никто не вышлет.
white-borz

"Нос течет, лицо искусано..."

***
Нос течет, лицо искусано,
Как же гадостно с утра.
А достать врага - искусство,
Это вам не комара.

Это быстрая реакция,
Это ровный злой азарт.
А всю ночь - дорога адская,
Ни вперед и ни назад.

Collapse )
white-borz

Ее звали Мадина

Умница Полина neihimoon Жеребцова создала блог, на который выложила книгу о Мадине Эльмурзаевой, состоящую из ее дневниковых записей и воспоминаний о ней.
Мадина - медсестра, которая зимой 1994-1995 годов, не жалея себя, оказывала помощь раненым и хоронила убитых. Она была очень смелым и благородным человеком, никому не могла отказать в помощи. Создала интернациональную группу, которая получила статус Красного Креста в Чечении. Погибла, пытаясь вывезти тело убитого чеченца - труп был заминирован. Тогда часто так делали.

Трое детей Мадины, младшему из которых было 13 лет, остались сиротами. Трое ее близких родственников, в том числе родной брат, были похищены силовиками и исчезли бесследно. Младший сын, Азамат Успаев, получил 17-летний срок за терроризм (имея алиби, что находился в это время за пределами республики). На момент издания книги он сидел, его дело рассматривалось в Европейском суде, а авторы книги выражали надежду на торжество справедливости и скорое освобождение парня. Я могу вам рассказать, что произошло дальше: Азамата забили до смерти в тюрьме. Вместе с ним изувечили еще двоих заключенных-чеченцев, но тем удалось выжить.

Буду откровенна - в сравнении с дневниками той же Жеребцовой, историческая или художественная ценность записей Эльмурзаевой не так уж велика. Там очень много эмоций и мало фактов. Видимо, взрослая женщина Мадина, в отличие от девочки Полины, не отдавала себе отчет в том, что пишет историческое свидетельство, и просто время от времени изливала на бумагу рвущиеся эмоции. Она очень любила литературу, стихи, ходила на поэтические вечера, была, судя по всему, тонким и ранимым человеком...

Огромная ценность этой книги в другом. Мадина Эльмурзаева и ее семья - это как портрет, как символ всего нашего народа и его судьбы. Народа в массе, а не в отдельных крайних проявлениях.

У Мадины не было образования, но она была умным, тонко чувствующим, благородным и отзывчивым человеком.
Она боялась смерти и очень хотела жить - но сознательно шла под пули, чтобы помочь людям.
Она грешила прекраснодушием, интернациональной болезнью интеллигенции - но не сбежала от физических трудностей, а осталась со своим народом до конца.
До войны она занимала типичную позицию обывателя, который не хочет никаких перемен (потому что за них надо платить) и склонен обвинять власть, причем любую, в свалившихся на голову трудностях. Когда началась война, вспомнила и Сталина, и Ермолова, и вполне осознанно употребила слово "геноцид".

Судьба ее семьи - это судьба почти любой чеченской семьи военного поколения. Даже судьба ее книги, изданной в России в 2006 году, с явными купюрами - это тоже наша судьба...

Прочесть дневник Мадины Эльмурзаевой, воспоминания о ней, посмотреть фото можно здесь:
http://dnevnicmadinielmurzaevoy.blogspot.fi
white-borz

"Это вам не мостаг1..."

Художественное. Прошу не воспринимать буквально )

***
Это вам не мостаг1,
Вообще не стаг.
Это падаль просто,
Это труп в кустах.
Это казнь Господня
Для исчадья тьмы.
Эту мразь сегодня
Отследили мы.

Вот она, родная,
В профиль и в анфас.
Никуда - я знаю -
Не уйдет от нас.
Мне пятерка, вежарий,
За вселенский сабр:
С ним общалась вежливо
Чуть не полчаса.

Сам Аллах был с нами,
Столько лет - и вот
Наконец-то знаем,
Где урод живет.
Как судьба рассудит,
Что пора домой,
Еще раз он будет
Говорить со мной.

Зулихан Магомадова

(Мостаг1 - враг, стаг - человек, вежарий - братья)
white-borz

Рюкзак

РЮКЗАК

Тир. Контрактники. Разговоры.
Обсужденье солдатских дел.
Завтра Ромке с утра на сборы,
А рюкзак он куда-то дел.

Эту слышит беду вполуха
Мой любимый, чеченец, враг -
И велит мне - и спорить глухо -
Федералу отдать рюкзак.

Не с охоты и не с рыбалки -
От Джохара до Тбилисо.
И, конечно, мне очень жалко,
Но не дать - погубить лицо.

От Джохара и до Шатоя,
С перерывом и до конца -
Я стихи свои - в нем - с собою
И скульптурку руки отца.

Он Германии по покрою,
Он Ичкерии по судьбе.
С недостиранной нашей кровью...
Мною выбранный по себе...

Ну, и съездил. Вчера вернули.
А внутри - килограмм конфет.
За все бомбы, снаряды, пули.
За державу, которой нет.

Зулихан Магомадова
white-borz

Два голоса в горах

Читаю рубку, происходящую в комментариях...

С одной стороны - наши кодексы чести с такими понятиями, как Яхь, Сий, Оьздангалла, Собар, наше умение ценить Машар (мир), Барт (согласие), Къинхьегам (труд), с другой - бесконечные обвинения в жестокости, склонности к беспределу и насилию.

С одной стороны, запредельная храбрость и благородство, проявляемые не книжными героями, а людьми, которых я лично знаю, братьями моими. С другой - если враги сказали, что земля круглая - плоская она и баста! )

Вспоминаю красивое стихотворение Кайсына Кулиева:


ДВА ГОЛОСА В ГОРАХ


— Твердят, что здесь погрязло все во зле,
Издревле здесь жестокость почиталась!

— Неправда, здесь, как на любой земле,
Ценили сострадание и жалость.

— Что ж было свято в давние года
Для этих гор, для здешнего народа?

— Здесь было и осталось навсегда:
Священны хлеб, работа и свобода!

— Здесь, говорят, сражались племена,
Чем кровь врага, вода была дороже!

— Здесь знали: кровь людей у всех красна,
Хоть разны боги их и цвет их кожи!

— Чужую жизнь никто здесь не ценил,
Здесь кровь текла, как в половодье реки!

— Неправда, тот, кто кровь чужую лил,
Презренен был и проклят был навеки!

— Не здесь ли Прометея Зевс карал,
Цепями к скалам приковав когда-то?

— Быть может, здесь, но ни одна из скал
В жестокости богов не виновата!

КАЙСЫН КУЛИЕВ
Перевод Н. Гребнева



Штука в том, что правда и то, и другое. Великий дуализм бытия, уж простите за пафос. Иногда не вполне понятно, как это возможно объединить, но без этого дуализма получается неправда. Получается лубок с аляповатым изображением кавказских гор и джигита в папахе, танцующего лезгинку.

Я люблю мой народ, люблю лучших в мире вайнах - а не этот лубок. (Хотела написать - нарисованный с подачи России, но это было бы неправдой, мы и сами прекрасно справляемся с рисованием этих лубков ))

P.S. Навела немножко в тэгах порядок. Тэга "поэзия" больше нет, разделила на "мои стихи" и "не мои стихи". Рассказики, как и раньше, по тэгу "проза".
white-borz

"Камера свободного режима". Книга о том, как опасно быть интеллигентом не от мира сего

Знакомый сообщил, что его подруга irinatigress находится при смерти, и прислал ссылку на ее автобиографическую повесть. Говорит, Ирина хотела, чтобы о ней помнили.
Я не знаю, жива ли она в момент, когда я пишу этот пост. Она много лет страдала целым букетом тяжелых заболеваний, несколько раз находилась между жизнью и смертью. Возможно, ей сумели помочь еще раз, возможно - нет.

Читать повесть я начала тяжело, медленно, с первых страниц мне не понравилось - не сразу смогла сформулировать, что именно, но потом уже не могла оторваться.
Повесть Ирины Алексеевой называется "Камера свободного режима" (имеется в виду заключение инвалида в четырех стенах). Подзаголовок - "История болезни моей и общества". И очень-очень много горьких строк по поводу советской, а позже российской медицины, которой наплевать на пациента.

Ирина не ставила перед собой цель написать собственную биографию, но невозможно описать историю болезни, не объяснив, кто заболел. В результате получилось очень интересное описание жизни реального человека, поданное изнутри. Предельно субъективное, но в этом самая ценность.

Если бы не такие трагические обстоятельства, я написала бы на эту повесть длинную и очень злую рецензию - об интеллигентском прекраснодушии человека, который позволял себе быть "не от мира сего", и это привело его к катастрофе. Может, и стоило бы ее написать - чтобы объяснить другим, которым еще не поздно, как нельзя жить.

Collapse )

Прочесть книгу можно тут: http://samlib.ru/a/alekseewa_i_j/case-history.shtml
или на "Документах Яндекс".
white-borz

Марина Струкова. Попытка №2

Как вы знаете, я время от времени пощу здесь хорошие, часто малоизвестные стихи, написанные не мной. Так вот, в прошлом посте я совершила ошибку, представив вам творчество Марины Струковой, которое большинство из вас не знает, стихотворением-агиткой, объективно не самым сильным у нее. Кроме того, стихотворение-агитка - вообще сложный жанр поэзии, не каждый оценит. "Врангель фон. Врангеля вон. Врангель враг. Врангеля в овраг" - вроде такой уже примитив, да? Но писал исключительно талантливый человек. И вот это неуловимое отличие не все чувствуют.

Запостив этот стих, я лишний раз убедилась, что люди не умеют абстрагироваться. Если некий гений напишет гениальное стихотворение на тему "Бей черных!", а вы - кавказец, араб или негр, вы его не оцените )) Это не страшно, я тоже раньше не умела абстрагироваться. Но раньше я была менее сдержанна, чем сейчас, и раньше шла война, нас убивали, а не ругали по интернету, в прозе или в стихах.

Как я и ожидала, на меня набросились с критикой. Кто-то обвинял меня в отсутствии художественного вкуса. Дошло даже до того, что кто-то из вайнахов предположил, что я и Марина Струкова - одно и то же лицо )) (Ну, он, понятно, не читал ни ее, ни моих стихов). Появились ожидаемые комментарии вроде "в отличии от зули(хан излишне,ибо только лай (раб - З.М.) будет хвалит и возносит талант,человека который думает так про твою мать!".

Братья, если бы я где-нибудь написала, что Марина Струкова наш друг и вообще замечательный человек, вы были бы правы. Но я написала, что она враг. Вы отказываете врагу в праве быть талантливым? Я - нет. Вместе с вами я смеюсь над бездарным идиотизмом, который в 90% случаев пишут о нас наши враги. Но если вдруг попадается сильный и талантливый враг, и мы не унижаем его достоинства - этим мы показываем собственные Яхь и Нийсо, показываем, оьзда стаг каждый из нас или нет.
Мне кажется, что наши предки поступали именно так.

В общем, делаю еще одну попытку. Ниже - подборка стихотворений Марины Струковой, составленная мной. Отбирала сама - это, если угодно, как знак качества )) Дабы все читатели смогли беспристрастно оценить уровень поэта, в подборку не включены стихотворения, оскорбляющие и унижающие чеченцев и других мусульман, евреев, приезжих и т.д., а также открыто воспевающие скинхедов (хотя, надо признаться, именно эти стихи у нее самые сильные).

Что меня в этих стихах чуть-чуть отталкивает - излишнее воспевание и романтизация войны, по которому сразу видно, что автор войны не видел. Кто видел - в жизни так не напишет.
Но, опять-таки, кто сказал, что человек, не видевший войны, не может талантливо к ней призывать? Может, еще как )
Читайте, в общем.


***
В дождевом перезвонце
Золотой вышины
Только дикое солнце
Партизанской войны.

Каркнет чёрт на раките,
С неба свистнет коса.
Мало нас, уходите,
Уходите в леса.

Collapse )