?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Почему надо молиться пять раз в день, или Ислам для самых маленьких )
white-borz
zulikhan
То ли это тлетворное влияние школы, то ли просто растет детеныш - но он спросил, почему надо молиться пять раз в день, и стандартный ответ - потому что Аллах так повелел - его уже не удовлетворяет.
- А почему Аллаху не надоедает, что мы все его дергаем каждый день по пять раз?
И думай, что ответить, мамаша.
Когда я приходила к соблюдению Ислама, меня тоже заинтересовал этот вопрос, я сравнивала наше постоянное поминание Аллаха с иудейским "Не поминай Господа всуе" - но в те годы мне было, в общем, не до религиозно-философских размышлений. Так бы я и не узнала ответа на этот вопрос - если бы не пришлось отвечать на него сыну )

У меня хорошая реакция, я нашлась:
- Как бы ты больше хотел: чтобы твои друзья вспоминали о тебе только когда им что-то от тебя надо, или чтобы они постоянно звонили, приходили к тебе просто так? Вот и Аллах хочет, чтобы мы молились не только когда нам что-то от него надо.

Думаете, это все? Ага, щас.
- А почему пять раз и всегда в одно и то же время, а если пропустил, то вечером восполнять надо?
Сажусь на диван, сажаю детеныша рядом, перевожу дыхание.
- Понимаешь, каждый может сказать: "Я мусульманин" - и больше ничего не делать. И все, и помогай мне, Аллах. В Рай меня впускай после смерти. Очень легко и очень удобно, правда?
А молиться пять раз в день, в одно и то же время - это работа. Это трудно. Это усилий требует. Этим мы доказываем, что мы мусульмане на самом деле, а не просто говорим, что мы мусульмане. Это чтобы Аллах своих отличал, понял?

Детеныш задумался. Потом спросил, не должен ли он молиться в школе, не обращая внимания на одноклассников.

Нет. Не должен. Наверное, это малодушие, но ему пока жить здесь. Пропущенные намазы мы восполняем дома. В своих четырех стенах.


  • 1
Меня интересует вопрос свободы воли в исламе. С одной стороны, насколько я в своё время осилил сей источник в переводе Крачковского, эта религия шибко фаталистична. Кого Аллах сбил с пути, тому кранты без вариантов. А уж кого залюбил - тому вечный шоколад. Так в чём тогда смысл стараний по завоёвыванию симпатий Бога? Он же сам уже заранее всё решил - кому в рай, кому в огонь. С другой стороны, в тексте часто упоминается взвешивание (вероятно, каких-то зачётных поступков), и указывается, что, мол, чьи весы легки - тому не позавидуешь.

ЗЫ. Я ни с чем не спорю, я просто размышляю.

ЗЫ2. Моё чтение Корана случайным образом совпало с первой военной кампанией по прижучиванию Ваших соратников. И если до начала кампании я спокойно читал эту книгу в метро, то после её начала, начав ловить на себе взгляды, я на всякий случай обернул её газеткой :)

Это один из самых сложных вопросов в Исламе, многие ученые не знают ответ.
Посмотрите здесь:
http://askimam.ru/publ/o_sudbe_i_predopredelenii/2-1-0-553
http://sawab.ru/2011/10/15/predopredeleniye-allakha/

Угу, почитал. Но так и не понял. Я уже много и до этого прочитал по данному вопросу. На кой хадисы и всякие толкования, если прямо написано в первоисточнике: "Того, кого сбил с пути Аллах, никто не направит на прямой путь. Тот, кого направил Аллах на прямой путь, не собьется с дороги" (перевод Османова). В общем, довольно странно всё это.

Я не к тому, что не имеет смысла быть порядочным человеком, я к тому, что лично мне "набирание очков" кажется нелепым. В этом мне видится занос в сторону иудейской расчётливости, т.к. их вера - в определённой степени договор с Богом ("завет") - и святой долг каждого иудея состоит в скрупулёзном соблюдении условий договора. Соблюдёшь условия договора - получишь то, о чём договаривались (место поближе к Богу).

Ладно, это я не в порядке спора, это просто я свои мысли излагаю.

Спросите людей поминания

Коран как и Библия не читается одним аятом (стихом). Например, если взять один стих из Библии: "И враги человеку - домашние его" Матфея 10:36, и принять его как "прямо написано в первоисточнике", то будет выглядеть более чем странно.
Поэтому в самом Коране есть пояснение: «Он - тот, кто ниспослал тебе Коран. В нем есть ясно изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты требуют толкования» (3: 7) А за толкованием к этим аятам следует обращаться опять таки по Корану к: "...Спросите людей Напоминания, если вы не знаете этого». (Пророки, 7)
В отношении же вопроса "сбивает ли Аллах кого-либо с пути?" следует брать ясный аят (суть Писания) 4:40:
Кулиев
Аллах не совершает несправедливости даже весом в мельчайшую частицу, а если поступок окажется хорошим, то Он приумножит его и одарит от Себя великой наградой.
Османов
Воистину, Аллах ни к кому и ни в чем не явит произвола. А если кто-либо совершит доброе деяние, то Он воздаст за него вдвойне, воздаст великим вознаграждением.
Крачковский
Поистине, Аллах не обидит и на вес пылинки, и если будет хорошее, Он удвоит это и дарует от Себя великую награду!
Порохова
Поистине, (нигде и никому)
Не причинит Господь обиды
Даже на вес одной былинки.
А если будет что-нибудь благое,
Его удвоит Он и от Себя воздаст великую награду.
Аль-Азхар
Аллах справедлив ко всем и никому не причинит обиды: не уменьшит никому доброе дело и на вес пылинки и не увеличит никому наказание, а удвоит благодеющему награду за всё благое, совершённое им, каким бы малым оно ни было, и от Себя ещё воздаст ему великую награду.

Исходя из этого стих (7:186) о том, что
Кулиев
Кого Аллах ввел в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Он бросает их скитаться вслепую в их собственном беззаконии.
Османов
Тех, кто сошел с прямого пути по воле Аллаха, никто не вернет на него, и оставит Он их плутать в гордыне.
Крачковский
Кого сбивает с пути Аллах, тому нет водителя, и Он оставляет их скитаться слепо в своем заблуждении.
Порохова
Кого Аллах с пути сбивает,
Тому вожатого уж нет,
И в их (бессмысленном) скитанье
Он оставляет слепо их блуждать.
Аль-Азхар
Кому назначено Аллахом сбиться с прямого пути истины из-за неправильного выбора пути, того никто не вернёт на прямой путь, и Аллах Всевышний оставит его в слепом заблуждении.

следует понимать, что кто был поставлен прерд выбором и не уверовал и укрепился в неверии и стал врагом Посланнику, тому Аллах увеличит его неверие. Но это образно конечно: т.е. сам человек себе делает плохую судьбу. Аллах лишь задал изначально в мире закон справедливости по которому совершающий хорошее умножается хорошим, совершающий плохое - плохим. Но закон этот иначально задан Аллахом, поэтому конечно: "кого пожелал Аллах, того...". Это имеется ввиду ни то, что вот Аллах пожелал, чтобы этот конкретно человек стал верующим, а этот неверующим, а то что, те кто отказались от веры подпадают автоматически под изначально заданное им предопределение для злых, а те кто уверовал - для добрых. Но и те и другие не застрахованы от перемены судьбы, поэтому человек всегда на испытании - ввиду изначальной заданности соответсвующего воздаяния за соответсвующий поступок. Поэтому надежда есть всегда для грешника и всегда следует пребывать в страхе божием праведнику.



Re: Спросите людей поминания

Спасибо за комментарий.

Будучи юристом, я также имею устойчивый навык словоблудия :)

Ну да. Если Аллах решил, что именно этот человек должен совершить то-то и то-то, потому что Аллаху зачем-то нужен этот поступок - то так и будет. Что здесь удивительного?

Удивительно то, что не имеет смысла в таком случае относиться к поступкам как к плохим или хорошим - их творит сам Аллах, действуя своей волей через людей. И даже самый плохой поступок имеет его авторство и представляет собой необходимость. Пропустил намаз? Значит, Аллаху было нужно, чтобы ты его пропустил, незачем рефлексировать по этому поводу.

Знать не могу, но мне кажется, что Аллах не будет самолично "приказывать" нам, куда ставить левую и правую ногу, когда мы ходим. У Бога есть дела поважнее.
А вот какие-то важные поступки и моменты - не так для нашей жизни важные, как для какого-то общего развития событий - Аллах будет контролировать.

  • 1