?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Повстанки Ася и Аня, или о том, как мерзко, когда врут
white-borz
zulikhan
Мир, дорогие мои друзья, к сожалению, не черно-белый. Герои войны и военные преступники - иногда одни и те же люди. Мужественные журналисты, пробивающие информационную блокаду, и вруны, вводящие других в заблуждение - тоже часто одни и те же люди.
Это бывает тяжело принять. Меня учили, что white lie, ложь во благо - все равно ложь.

Когда врут российские журналисты, они делают из нас сволочей и садистов. Когда врут западные, они придумывают о нас кажущиеся им романтичными, а на деле пошлые и заезженные истории, способные растрогать обывателя. Честное слово, иногда не поймешь, что хуже. Потому что когда враг говорит о тебе гадости - умные люди понимают, что он твой враг и поэтому, скорее всего, врет. А когда явно сочувствующий тебе человек ловится на том, что рассказал о тебе неправду - усомниться в правдивости остальной информации о тебе могут даже умные.

На фотографиях, которые я вам сейчас покажу - 22-летняя Ася, фото сделаны в Итум-Кале и Грозном в 1996 и 1997 годах. И еще одна девушка, Аня, фото которой по вине журналистов крепко перепутались с Асиными. Автор всех фото - известный американский фотограф Стэнли Грин (Stanley Greene). Он ездил в Ичкерию бесчисленное количество раз и был одним из немногих, чьими глазами западный мир видел нашу войну. Таким людям положено низко кланяться. Но...

Девушка Ася потрясающе красива, в ней чувствуется какая-то внутренняя сила. Вначале я подумала, что Стэнли Грин сочинил ей несколько разных биографий, не соответствующих жизни одного и того же человека. Но, судя по всему, это другие журналисты, снявшие документальный фильм о Чечении, фото двух разных девушек, сделанные Грином - Аси и Ани, выдали за одну.



Вот информация об этой девушке с сайта Fotojournalismus (в переводе с английского):

Aся, чеченская повстанка, женский портрет. 22-летняя девушка с лицом ангела, она была похищена в возрасте 14 лет. Мужчина вошел в ее родительский дом, когда она была одна, накинул ей на голову мешок и запихнул в машину, где ждали его помощники. Он женился на ней. Чеченские традиции позволяют мужчине похищать женщину, на которой он хочет жениться, с ее согласия или без.
После рождения ребенка муж стал ревнивым, начал выпивать и бить Асю. Она сбежала к своей сестре в Грозный и решила стать медсестрой. После окончания школы медсестер она встретила своего второго мужа. Когда началась война, Ася стала боевой медсестрой (a fighting nurse).



На сайте Polkagalerie под еще одной фотографией Аси размещен этот же текст на французском, чуть более подробный. Из него мы узнаем, что Ася убежала от мужа вместе с маленькой дочерью, но дочь силой отняла приехавшая за ней свекровь. После этого Ася впала в депрессию и даже пыталась покончить с собой, но мать помогла ей выйти из этого состояния. В 18 лет Ася начала учиться на медсестру.
Из этого же текста мы узнаем, что Стэнли Грин, по его словам, был влюблен в Асю, но это было чувство, смешанное с благоговением, потому что он понимал, что отношения между ними невозможны.







Эта очень известная фотография сидящей девушки, перед которой лежит автомат, подписана так: "Аня сражалась с русскими вплоть до конца войны в августе 1996. Она получила серьезное ранение в ногу и сейчас не может ходить без посторонней помощи".

Почему Аня, а не Ася, подумала я. Это ошибка, какая-то адаптация имени для западных ушей, или на фото просто другая девушка?

Вот что рассказывает, демонстрируя эти же фотографии, сам Стэнли Грин в фильме "Чеченская колыбельная":



"Я познакомился с Аней в январе 1995 года. Она была членом олимпийской команды, тренировалась в Москве. Когда началась война, она вернулась домой и была в полном шоке от того, что увидела. И тогда она переоделась парнем и пошла воевать. Только после ранения обнаружилось, что она девушка. После ранения она стала диверсанткой - проносила через блок-посты взрывчатку, взрывала что-то, и так далее... Когда я вернулся в Чечню в 1997-м, Аня мне сказала: "Ты должен стать мусульманином, иначе я тебя убью". Она это сказала вполне серьезно. То есть, между 1996-м и 1997-м годом она полностью впала в ваххабизм. Вот девочка, которая мечтала стать пловчихой, завоевывать для России спортивные награды, и вот теперь у нее совсем другая жизнь. Она думает только о том, как их убивать. Как можно называть то, что они делают в Чечне? Они создают нацию террористов".

Рассказывает он об Ане, но на всех фото, кроме одного - Ася. Из показанного в фильме четко проистекает, что они - один и тот же человек.

Я стала думать: откуда взялась первая история, о похищении и учебе на медсестру? Наверняка от того же Стэнли Грина - кто еще мог бы рассказать подробности об этой девушке? Еще вариант - что биографию Аси от начала до конца выдумали в каком-то фотоагентстве, чтобы подороже продать снимок. Эта первая история выглядит правдоподобнее, чем вторая, рассказанная самим Стэнли в документальном фильме. Особенно неправдоподобен момент с переодеванием в парня.
То ли вкупе с романтичной историей фото стоит дороже, чем без нее, то ли еще что - но ситуация не очень красивая.

Есть у Грина и еще одно изображение Аси, вот это:



Под ним подпись: "Asya, militaire Tchétchène, Grozny, Tchétchénie, 1994". И короткая дополнительная информация на французском, из которой мы узнаем, что Ася рассказывала Грину о Газавате и погибла при попытке взорвать русский конвой в 2000 году.

Ситуация более или менее прояснилась, когда jamesbond2009 прислал еще одно фото Стэнли Грина, на котором Аня и Ася вместе:


Rebels women in Chechnya. Anya, Asya, Raisa. GROZNY, CHECHNYA, 1996-1997.

То есть, почти наверняка речь все-таки идет о двух разных девушках. Но почему в фильме "Чеченская колыбельная" Стэнли Грин рассказывает только об одной, Ане, а фотографии показаны обеих? Вряд ли он мог так ошибиться, а сознательно врать в такой ситуации смысла не вижу. Возможно, он рассказал истории и фото принес обеих - Ани и Аси, но авторы фильма историю Аси вырезали, а историю Ани (которая, впрочем, мне все равно не кажется полностью правдоподобной) оставили и проиллюстрировали ее фотографиями обеих девушек. Если это так, то дураки и вруны - они, а не Стэнли Грин.
Очень неприятно, когда люди, сочувствующие нам и делающие хорошее дело, врут и вводят других в заблуждение.


  • 1
Мужчина вошел в ее родительский дом, когда она была одна, накинул ей на голову мешок и запихнул в машину, где ждали его помощники

как романтично....


Кстати, не самый распространенный вариант воровства невесты. Обычно похитители все-таки не врываются к невестам в дом, там ведь могут быть отец и братья, а ловят девушек на улице. А дальше - да, в машину, где друзья жениха ждут, и к нему в дом, на женскую половину.

ловят девушек на улице, дальше - в машину

... дикий народ, дети гор (с)

Re: ловят девушек на улице, дальше - в машину

Не понимаете )))

Не понимаете )))

... так растолкуйте - в чём "кайф"

Re: Не понимаете )))

Вот я как бы не очень дикая, да? Но я в свое время хотела бы, чтоб меня украли.

В наше время совершенно против воли девушек обычно не похищают. Иногда это вообще зацепка, чтобы обойти какие-то традиции - например, запрет жениться во время траура.
Иногда невесту воруют, когда ее родители против брака, но не категорически против именно этого парня, потому что тогда могут быть большие проблемы, а, например, родители считают, что сначала девочка должна доучиться. А если ее уже украли - быть свадьбе.

С девушкой, которую он украл, парню жить всю жизнь, поэтому он не схватит на улице первую попавшуюся, даже очень красивую. Он будет присматриваться к девушке, заигрывать с ней. И какой бы гордячкой она не была, а если парень ей нравится, он это поймет.

Кстати, если парень слишком наглый и самонадеянный, а девушка и ее семья категорически против брака - девушку вернут, а семьи уважаемые люди примирят.
Многие понимают воровство невесты как изнасилование - но ничего подобного. По традициям, украденная девушка до брака находится с родственницами жениха, и если ее вернут, то старшие родственники засвидетельствуют, что никто к ней не прикасался.

А почему это очень-очень здорово - как бы объяснить... У нас мужчина - главный. Он берет на себя ответственность за тебя - на всю жизнь.
А у нас же выход замуж - это полное изменение всей твоей жизни. Это переход в другую семью, это полностью другие заботы. На это не так легко решиться, как кажется.
В Европе и России все не так ведь, никакого резкого перехода из состояния девушки в состояние замужней женщины не происходит. Все вступают в близкие отношения до того, как начинают жить вместе, все живут вместе до регистрации брака. Даже венчаются не все, а от штампа в паспорте уж точно ничего не меняется.

А у нас ты до свадьбы будущего мужа даже знаешь плохо. Так только - улыбаешься ему исподтишка, пока никто не видит. Иногда бывает, что на свидания ходишь - он на одном краю скамеечки, ты на другом. Люди близко не подходят, но издали все видят - ух, стыдно как! ) Сидишь, глаза вниз, щеки красные. На этом этапе уже понятно, что будет свадьба. До свадьбы ты мамина девочка, а после свадьбы тебя сразу же забирают в другую семью, ты хозяйничаешь, ты должна ладить с родственниками мужа, очень скоро у тебя появляется ребенок. В общем, все это здорово, каждая девушка хочет замуж, но это и страшно очень. Вот ухаживает за тобой парень, нравится он тебе - а перечеркнуть всю свою прежнюю жизнь - страшно! А если тебя украли - то уже все. Поймали тебя на улице, в машину запихнули, в дом к новой семье привезли - и все, одна проблема уже позади. Осматривайся, обживайся, привыкай к новой жизни. За тебя взяли ответственность, тебя забрали - что еще?

Re: Не понимаете )))

Поймали тебя на улице, в машину запихнули, в дом к новой семье привезли ///

прекрасный обычай -
особенно впечатлит будущих туристок из Европейских стран и США гы гы

Re: Не понимаете )))

Кому они нужны, эти туристки, воровать их. Из нее же не получится чеченская жена.

Re: Не понимаете )))

Кому они нужны, эти туристки, воровать их. Из нее же не получится чеченская жена.//
А для притока какого-то количества свежей крови наши мужчины берут в жены нечеченок.//

:-)
это воровство кажецца называецца - надеть платок
меня звали в чечню в гости и чеченка говорила не ходить одной и насчет платка
мне- ни разу не чеченки гы гы
никуда я не поехала - живите уж сами по своим старинным обычаям


Edited at 2012-12-10 10:46 am (UTC)

Re: Не понимаете )))

(Anonymous)
"Вот ухаживает за тобой парень, нравится он тебе - а перечеркнуть всю свою прежнюю жизнь - страшно!"

Зулихан, а почему это не сделать по-человечески? По Вашему получается что женщины-чеченки настолько трусливы что не могут сами решить вопрос выходить замуж или нет? И если никто не украдет - так в старых девах и останется?

Честно говоря, варварский обычай.

М.

Re: Не понимаете )))

"И если никто не украдет - так в старых девах и останется?"

Да нет, конечно, не останется. Подавляющее большинство невест не воруют, они выходят замуж самым обычным образом.

Но это же самый кайф! Украли тебя - значит, ты такая красивая и он тебя настолько любит, что пошел на дерзкий поступок, чреватый неприятностями, в общем-то.

Re: Не понимаете )))

мазохистка гы гы

Re: Не понимаете )))

Обычно крадут не самых красивых, верней это роли не играет. Крадут обычно всякие козлы (((

Re: Не понимаете )))

Зулихан, ну так у вашего народа никогда не приветсвовались похитители и похищения.И часто с похитителями разбирались весьма жестко.
ЭТо у черкесов кабардинцев все культурно и по договоренности, у вас -то далеко не всегда.
А вы все как-то романтизируете.((( В этих похищениях мало романтики ведь.




Edited at 2012-12-10 03:40 pm (UTC)

Re: Не понимаете )))

Так в том же и романтика, что похититель рискует не остаться безнаказанным )

  • 1