?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Фильм "Соловей-Разбойник" как призыв к русскому бунту
white-borz
zulikhan
Посмотрели с мужем новый фильм "Соловей-Разбойник" по сценарию Ивана Охлобыстина и с ним же в главной роли (режиссер - Егор Баранов).
Ходим под огромным впечатлением. Если это не шедевр, то где-то близко.
Охлобыстин у мужа - один из любимых актеров, а мне его самый известный персонаж, доктор Быков из "Интернов", просто омерзителен, поэтому я не следила за его творчеством.
Сейчас говорю - талантище!

Весь фильм - очень слабенько завуалированный призыв к бунту, причем не ради победы, а ради самого бунта. "Вуалью" служит обозначенный жанр - "беспощадная комедия". Так во времена позднего СССР, когда музыканты хотели исполнить или записать рок-н-ролльную песню, ее называли "пародией на рок-н-ролл".

В общем, порезвился Охлобыстин. Весь фильм - искрометное творчество, выпущенное на свободу внутреннее Я - эдакая бестия из подсознания, и при этом - глубокая философия. Это о том, как может жахнуть, если некто с талантом и харизмой годами незаметно служит, накапливая в себе раздражение. И то, что происходит потом - это не попытки свергнуть существующий строй или наказать виновных. Это чистой воды рисовка, самолюбование, завораживающий полет, втягивающий в свою орбиту другие судьбы, красивая жизнь и красивая смерть - не ради обогащения и даже не ради славы, а ради свободы собственной личности, кратковременного права смертника творить, что душе угодно.

Муж после просмотра этого фильма был в таком состоянии, что пришлось подослать к нему специально обученного спецагента, который забрался к нему на колени и сказал: "Папа, а я тебя люблю". (Против разговоров о красивой смерти помогает безотказно). Я, как человек более сдержанный и циничный - просто оценила.

Суть такая. У обычного менеджера Соловьева с архаичным именем Севастьян (здесь у меня ассоциация со "святым" медвежатником Севастьяном из суворовского "Контроля"), интеллектуала и, по-видимому, физически тренированного человека, в один прекрасный день срывает крышу и тормоза, и он становится разбойником, да еще таким, которого несколько лет безуспешно ловит вся полиция страны, со скоростью эпидемии чумы теряя личный состав.

В банду Соловья входят смешной очкастый бухгалтер по кличке Дебет (Евгений Стычкин), лысый спереди и длинноволосый сзади, вместе с которым они "замочили" руководителя своей фирмы, огромный мрачный кузнец с кувалдой (Сергей Бадюк) и оперная певица (Оксана Фандера) - флегматичная роковая дама из тех, что в фильмах обычно курят длинные тонкие сигареты, но именно эта героиня не курит - вокал все-таки беречь надо ) Соловей, естественно, влюблен в эту Изабеллу Юрьевну, но она отказывает ему и в близости, ссылаясь на свои религиозные убеждения, и в замужестве - потому что она "не девица" и "не достойна его".


Соловей: "Как же я скучал по тебе, веселая железяка!"
Прапорщик: "Для чего вам столько взрывчатки и оружия?"
Соловей: "Чтобы грабить и убивать. А вас что-то смущает?"
Прапорщик: "Да нет, их для того и свинтили. А кого вы будете убивать?"
Соловей: "Кого душа моя мятежная захочет. Но сначала - дураков и предателей".
Дебет крутится с гранатометом на плече, которым совершенно не умеет пользоваться. Внезапно гранатомет стреляет, прапора сносит неизвестно куда. Взрыв.
Соловей: "А это зачем?"
Дебет: "Ты же сам сказал - дураков и предателей. А ты что, собирался ему платить?"


Оставляя за собой горы трупов, они грабят инкассаторские машины, нападают на ментов, везущих начальству огромные суммы взяток. Действуя преимущественно в сельской местности, наказывают барыг и чиновников, которые решили выселить деревенских и построить на месте их жилищ казино.
Простой народ рассказывает о Соловье легенды и воспринимает как нового Робингуда и своего защитника, но сам он "простых людей", в общем-то, слегка презирает. Он не считает себя ничьим защитником - но при этом отрубает пальцы продавщице, которая отпускала сигареты детям. Он самовлюбленный позер, жизнь которого, тем не менее, становится поэмой - благодаря таланту, харизме и полному презрению к смерти.

Убив своего шефа и похитив все деньги фирмы, он сознательно отказывается от побега за границу: "Там скучно". Ему не понравилось его фото в объявлении о розыске - и он собственнолично принес в полицию другие, на которых рисуется, позируя с двумя маузерами. Он становится "королем" всех воров в законе, просто прийдя на их сходку с гранатой в руке, по принципу "или всех взорву вместе с собой, или я у вас главный". И куда им деваться против такой безбашенности? Единственного вора, который не проголосовал "за", Соловей тут же пристрелил: "Семеро одного не ждут".

"Доразбойничья" история Соловьева, обстоятельства убийства шефа и их с Дебетом встреча с кузнецом и певицей в фильме показаны дважды и совершенно по-разному. "Бытовое" объяснение этому понятно: авторы фильма не смогли выбрать, какая из двух версий лучше, и решили включить в фильм обе, обыграв это так, что эти истории рассказывают лживые менты, причем разным людям по-разному. Но талант Охлобыстина вывел ситуацию за рамки несложного творческого приема, и получился намек на то, что правды мы никогда не узнаем, только бесчисленные полностью лживые или сильно приукрашенные версии.

Но в общем и целом из этой путаницы реальная история (как-оно-могло-быть-на-самом-деле) все равно проступает: проворовавшийся шеф "заказал" своего подчиненного, чтобы списать недостачу на труп, а человек узнал об этом и шефа убил. А потом ему уже просто было некуда деваться, и он пустился во все тяжкие.

Но Бог с ним, с реализмом. Потому что вообще все, показанное в фильме, совершенно нереально. Не только драки и перестрелки (к этому мы благодаря обилию боевиков давно привыкли) - нарушены и общие логические связи. Уж мы-то знаем, как нейтрализовывают вооруженную группу - напав на след, оцепляют район, подтягивают тяжелую технику и нагоняют сотни душ силовиков - а в фильме против уже хорошо известной полиции банды Соловья посылают всего шестерых вооруженных ментов, которых он виртуозно расстреливает из пулемета Дегтярева.

Во время расправы над ментами армейский разведчик с внушающей оторопь внешностью и скрытый под псевдонимом Н-7, еще в начале фильма приданный в помощь ментам, держал Соловья на прицеле, но не выстрелил. Почему - становится понятно в конце, когда он вышел вместе с разбойниками на последний смертный бой и крикнул шокированному его поступком ментовскому генералу (крышевавшему уничтоженное Соловьем казино): "У меня за спиной деревня, у тебя за спиной казино. И мне прожить вхолостую квалификация не позволяет. А здесь мой единственный шанс реализовать полученные знания!". Мы-то знаем, что в жизни такого не бывает. Что эти деятели только мечтают о таком, сидя за рюмкой водки или чашкой чая с гордыми и свободными отморозками - а потом стучат на них куда следует...

Менты - отдельная тема. Они в фильме такие милые-милые. Особенно генерал. Такой тихий и добрый скорбнолицый взяточник, с грустным вздохом приказывающий подчиненному готовить наградные листы посмертно на еще живых сотрудников, брошенных против Соловья - и никогда в этом не ошибается. Перед последней битвой он приказал приготовить наградные листы вообще на всех, кроме президента - "он-то с нами на Говяжкин лужок не поедет" (так, играючись, на ходу, Охлобыстин брызнул помоями в Путина). И все действительно погибают.

Соловей былинно назначает силовикам встречу в чистом поле (на Говяжкином лужке у деревни Клюево!) и совершенно счастлив своим предстоящим звездным часом. Н-7 пытается отговорить его от верной гибели: "Вы с вашей харизмой могли бы попытаться что-то изменить..."
- А я ничего не хочу менять.
А Изабелла Юрьевна спокойно и флегматично объясняет разведчику суть русского бунта: "Русский мужик не хочет ничего менять. Он побузит, покипешует - и домой".

На следующее утро в чистом поле друг против друга выходят две рати - душ триста вооруженных до зубов силовиков в касках и четверо разбойников - Соловей в ослепительно белом плаще, Дебет в какой-то бухгалтерской жилеточке, Кузнец со своей неизменной кувалдой и разведчик Н-7. Изабеллу Юрьевну они куда-то сплавили (подозреваю, что ее спрячет в монастыре сочувстующая Соловью игуменья - но ведь понятно же, что ее найдут, и что с ней сделают, тоже понятно - в общем, нехорошо они с дамой поступили).

Сдаться Соловей отказывается, его последнее слово очень короткое: "Господа, свободным человека делает только нож!". И когда силовики уже готовы стрелять, им на головы обрушивается бензиновый ливень - Соловей накануне придумал угнать бензовоз и залить весь бензин в поливальную систему. Силовики вынуждены бросить оружие и рубиться лопатками. Происходит навязанный им Соловьем дикий первобытный бой, в котором счастливые окровавленные разбойники кладут горы трупов, а в конце придавленный этими трупами полумертвый Соловей достает зажигалку, и всех - мертвых и живых - охватывает пламя. И все это - под прекрасную вещь Гребенщикова "Я хотел петь":

Я не знаю, при чем здесь законы войны,
Но я никогда не встречал настолько веселых времен.
При встрече с медвежьим капканом
Пойди объясни, что ты не медведь.
Господи, помилуй меня; все, что я хотел,
Все, что я хотел - я хотел петь.

На паперти как-то странно с весельем,
В подвалах - могильный мрак.
Ты знаешь, когда все время стреляют,
Наверное, что-то не так.
Спасибо за этот подарок,
Но раньше он назывался плеть.
Господи, ты знаешь меня: все, что я хотел,
Все, что я хотел - я хотел петь.

Ты знаешь сам, мне нужно немного -
Хотя бы увидеть весну;
И я не знаю, зачем мне привесили груз,
Который тянет ко дну.
Но я знаю, что, если загнать меня в угол,
Едва ли я буду там впредь.
Господи, ты знаешь меня: все, что я хотел,
Все, что я хотел - я хотел петь.

Этот фильм - как бы "анти-пара" другому великолепному российскому фильму последних лет - "Жила-была одна баба", в котором через судьбу простой сельской женщины без привычного кино-облагораживания показана Россия времен революции и гражданской войны. Эта баба, которую то против ее воли выдают замуж, то избивают, то бесчестят, то выгоняют из дома на мороз, то убивают единственного мужчину, которого она наконец-то полюбила, но которая выживает при любых обстоятельствах и "поднимает" детей - как справедливо пишут многие, и есть, по задумке авторов, сама Россия. В конце всю нереальную мерзость, все царство тьмы, показанное в фильме, заливает гипертрофированный, нереальный потоп, после чего буря прекращается и остается только светлая и чистая водная гладь. Расплодившуюся мерзость уничтожила стихия. Только в "Бабе" это была вода, а в "Соловье" - огонь. И главные герои этих фильмов - забитая сельская баба и съехавший с катушек городской интеллектуал - тоже отличаются, как вода и огонь.

Наверное, вся правда в том, что честные и добропорядочные люди против подонков бессильны. И когда подонки слишком зажираются, приходят разбойники, о которых слагают песни. А потом нужна стихия, которая уничтожит и тех, и других.
Tags:


Спасибо, обязательно посмотрю!

Фильм очень на любителя, заметила, что мнения о нем - полярны: людям либо очень нравится, либо кажется полной ерундой )

У него есть не плохой фильм Даун Хаус

Спасибо, надо будет посмотреть.

йупс... так классно описала - спасибо! горю желанием посмотреть!!!

Если понравилось мое описание, то и фильм понравится )

(Deleted comment)
Да, так и было.
Я, когда изучала историю тех лет, пришла к выводу, что Сталин, конечно, был мразью еще той, но остальные, типа Троцкого, были еще хуже. И многие его современники понимали это.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
О вкусах конечно не спорят- на вкус и цвет как говорится ... все фломастеры разные.
Зулихан, если мужа так фильм вдохновил на красивую смерть- не мешайте великой силе искусства. Только нас тут по дружески предупредите, где он это сделает. :) Мы дома отсидимся. :)

Типун на язык - и ему, и Вам.
Хватит войн и смертей.

Фильм "Соловей-Разбойник" как призыв к русскому б

Пользователь yamaha333 сослался на вашу запись в записи «Фильм "Соловей-Разбойник" как призыв к русскому бунту» в контексте: [...] Оригинал взят у в Фильм "Соловей-Разбойник" как призыв к русскому бунту [...]

Ваша статья написана с любовью к великому русскому народу.

О. Вы первый человек, который не обвиняет меня в звериной ненависти ко всем русским )

(Deleted comment)
Концовка напомнила концовку "Храброго сердца" только в духе "чёрной комедии".

Понятно, что такая история не могла закончиться хеппи-эндом было бы фальшиво.

И в то же время то что концовка довольно грустная--это единственный минус фильма пожалуй.
Ну просто смертей положительных героев и в реале хватает.

Вообще напомнило стиль Гая Ричи, только в русском варианте.

Кста был уверен, что фильм тебе не понравится, в том числе на основании "русские сказку сами про себя сняли о том на что в реале почти неспособны")

Ну и опять же охлобыстинский юмор--он реально на грани приличий порой, не каждому понравится (мне нравится, но именно "Интерны" я не смотрел.

Для тех, кто ещё не смотрел "Соловья" даю ссылку на ролик:

TRAILER Соловей-разбойник
http://www.youtube.com/watch?v=-7Zlq8WIlsI

и ещё в качестве бонуса.

У режиссёра Егора Баранова это второй фильм,
первый вот этот (и тоже весьма неплох):

Самоубийцы
http://vk.com/video157925727_163702788

даже приятно удивлён, что у нас опять начинают снимать неплохие фильмы.


"Эта баба, которую то против ее воли выдают замуж, то избивают, то бесчестят, то выгоняют из дома на мороз, то убивают единственного мужчину, которого она наконец-то полюбила, но которая выживает при любых обстоятельствах и "поднимает" детей - как справедливо пишут многие, и есть, по задумке авторов, сама Россия."

Да идите вы на*уй!

Настоящая русская Россия десятилетиями сражалась с советскими оккупантами, стреляла в чекистов, бежала на запад, лишь для того, чтобы вернутся с оружием в руках и мстить, но никогда не сдавалась.

Так что образ русской бабы - это агрессивный образ, с автоматом, , что боролась с оккупантами, но не сдалась насильникам.
а то, что показано в этом русофобском фильме - двуногий забитый скот.

(Deleted comment)
Строитель (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Строитель

(Anonymous)
Обязательно буду смотреть. Спасибо за рецензию.

Re: Строитель

Не пожалеете )

Строитель (Anonymous) Expand
Строитель (Anonymous) Expand
Вот это тема! Ай да Охлобыстин, ай да су...сын!

дааа) дзякуй за рэцэнзію, чакаю ўжо каб наш правайдэр выклаў гэты фільм, усёй сям'ёй сочым за творчасцю Ахлабысціна. Нам як раз Быкаў падабаецца)))

Ну, если даже Быкаў падабаецца, тогда этот фильм понравится точно )

Ключевые слова "Русский бунт"))
Только потому он тебе и понравился))
И не отрицай)))

два года не был в кино. Посмотреть что-ли..

Посмотрел. В убийстве солдат ничего хорошего не вижу.
Армия у нас призывная. Значит народная.
Концовку могли бы и другую сделать.
Фильм задорный, необычный. Охлабыстин понравился.

Я бы тоже нагнала туда одних ментов. Их тоже может быть сколько угодно, плюс тяжелая техника.
Но в сознании людей, по-видимому, менты ассоциируются не с мощной силой, а с патрульными, которые ходят по двое. Поэтому пришлось Охлобыстину нагнать армию - для увеличения нереальности происходящего.

Кроме того, Соловей - он же бросил вызов вообще всем, всему обществу, всей системе, частью которой является армия. Тех же деревенских жителей он защищает только под девизом "Здесь граблю только я!".