?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Зулейха
white
zulikhan
Посмотрела недавно татарстанский фильм, уже не новый, 2005-года, - "Зулейха" по пьесе Гаяза Исхаки. Фильм не то, чтобы очень сильно понравился, но поразил. В основном, своей антироссийскостью - как им вообще позволили такое снять?

Для тех, кто не смотрел, придется коротко пересказать сюжет. 19 век, времена насильственной и полунасильственной христианизации татар. Основное действие - в небольшой татарской деревне, где живут мусульмане и кряшены - крещеные татары. Между ними - скрытое противостояние, иногда переходящее в ссоры и драки.

В этом селе живет главная героиня Зулейха, у нее есть любимый муж Салимжан и трое детей. Зулейха - глубоко верующая мусульманка, но ее муж Салимжан, чтобы не платить налоги, тайком от жены записал всю семью, включая стариков родителей жены, в крещеные. В остальном он ведет себя по-прежнему и ходит в мечеть, но шила в мешке не утаишь, и старшие дочки Зулейхи удивляются, почему их дразнят крещеными.


В селе назревает конфликт. Новый поп решил сделать из мечети церковь. На лошадях привозят крест. Мужчины-мусульмане с дубинками в руках выходят на защиту мечети, но их рассеивают казаками (драка показана отлично, очень натурально, без малейших современных "голливудских" трюков) и запирают в каком-то сарае. Ночью, не выдержав переживаний, связанных с уничтожением мечети, умирает старый отец Зулейхи. Утром приезжает какой-то крупный религиозный деятель, и ему объясняют, что в селе столько-то душ, из них больше половины - крещеные (не один же Салимжан был такой умный), и именно по их просьбе мечеть переделали в церковь.
В общем, новоявленная церковь сгорает в ту же ночь, о чем горюют и мусульмане, и поп, а мужчин, обвиненных в бунте (среди них Салимжан), отправляют в тюрьму.



И вот тут Зулейха узнает, что отец ее - "в крещении Василий", и власти запрещают хоронить его на мусульманском кладбище, а сама она - никакая не Зулейха, а Марфа Васильевна, а дети ее рождены в блуде. Ее насильственно почти на год запирают в монастыре - "замаливать грехи" - а потом против ее воли выдают замуж за русского в другую деревню. Их брак начинается с мерзкой сцены изнасилования.

На протяжении фильма Зулейха все время страдает, плачет, молится. Русский язык она так и не выучила - даже с русским мужем говорит по-татарски. Муж заставляет ее ходить в церковь, но и там она шепчет мусульманские молитвы. В этом браке рождается сын, но и ребенок не помог ей утешиться. Что интересно - героиня тверда в своей вере, но абсолютно пассивна. Она только плачет, но совсем не пытается бороться, даже убежать.
А новый муж ее любит, любит ребенка и безумно страдает, напивается с горя. По-своему он даже неплохой человек, предлагает жене забрать к ним ее детей от первого брака, но она отказывается, чтобы они не выросли христианами. Трагедия в том, что "братайся конь с конем, а вол с волом".

Пропуская многие подробности - Салимжан бежит из тюрьмы вместе с русским мужиком, которого при побеге тяжело ранил охранник. Татарин тащит его на себе, пока тот не умирает в лесу, завещав Салимжану пойти в село к его брату, до которого они совсем немного не дошли, чтобы брат похоронил его тело. Брата можно не бояться, говорит умирающий, он хорошо относится к татарам, даже женился на татарке.
В общем, братом этого русского оказывается новый муж Зулейхи. Ночью Салимжан постучал к ним в окно, когда муж спал пьяный после очередного скандала. Муж и жена узнают друг друга, Зулейха объясняет, что не знала ни языка, ни дороги и никуда не могла убежать. Муж и жена убегают вместе, взяв с собой ребенка, но проснувшийся русский муж поднимает мужиков - "Татары украли у меня сына!", их ловят, Салимжана до смерти забивают, а Зулейху и ребенка возвращают мужу. Она пытается отравиться и разводит себе мышьяк, но проснувшийся с похмелья муж, которого "давит сушняк" (кажется, это так называется), несмотря на крики Зулейхи, выпивает мышьяк и умирает.

Зулейху на много лет отправляют на каторгу, где она тоже остается соблюдающей мусульманкой. Фильм начинается с того, что она умирает, не дождавшись встречи со взрослыми дочерьми.

В общем, сюжет довольно-таки наивен, но по эмоциям бьет сильно, так что рекомендую. Скачать можно в Инете где угодно, только учтите - в оригинале русские говорят по-русски, а татары - по-татарски, поэтому, если вы не знаете татарского, прежде чем скачивать, обратите внимание, указаны ли русские субтитры.

А теперь вывод. Почему-то обращаешь внимание не на главные моменты, на которые сделали упор авторы фильма, а на кое-что другое.

Во-первых, с хамами и вообще с теми, кто сильнее, нельзя играть по их правилам. И вообще лучше не играть с ними в игры. Салимжан и другие, наверное, думали - вот, мол, какие мы хитрые, обвели власть вокруг пальца - ходим в мечеть, как мусульмане, а налоги платим, как христиане. А потом бах - и таких псевдохристиан в селе большинство, что и требовалось власти, и из мечети делают церковь.

Во-вторых, недопустима ложь между близкими людьми. Давайте подумаем, что было бы, если бы Салимжан сказал жене и ее родителям правду, что собирается записывать семью в крещеные?
Она пригрозила бы, что в таком случае уйдет от него, и муж бы на это не пошел - ведь его желание стать кряшеном было продиктовано не искренними убеждениями, из-за которых можно пойти на разрушение семьи.
Мечеть все равно стала бы церковью, Салимжана все равно бы посадили за попытки ее отстоять, но его жену-мусульманку не разлучили бы с детьми и не выдали насильно замуж за другого. Салимжан все равно бежал бы из тюрьмы, а брат его сокамерника, вполне порядочный человек, его бы перепрятал и помог воссоединиться с семьей. Вот так.

Эти две вещи стоит всегда помнить, когда враги предлагают нам сыграть с ними по их правилам, и когда возникает соблазн соврать близким, чтобы тебя не ругали.



  • 1
Спасибо за ответ, Рина.))

А анонимные комментарии были Вашими?

Нет, конечно. Как вы могли такое подумать?!
Мне понравился ваш ответ. Я готова подписаться под каждым вашим словом.

Удивило, что благодарите, решила уточнить на всякий случай.:-))
Бывает всякое, иногда под впечатлением от прочитанного, услышанного где-то, сгоряча...

Но я же не подросток, чтобы под впечатлением от увиденного/услышанного/прочитанного менять уже сложившееся мнение.))

  • 1